Развитие речного транспорта в Украине не составит большой конкуренции автомобильному

0 13

Накануне нового года президент подписал долгожданный закон «О внутреннем водном транспорте». Однако и украинские аграрии, и многие эксперты встретили это событие довольно неоднозначно. О недостатках и преимуществах нового закона узнавали журналисты SEEDS. 

«Принятие закона – долгожданное событие для логистов и грузовладельцев. Потенциал украинских рек использован сейчас очень частично из-за ряда факторов, в том числе дефицита соответствующей нормативной база», – считает Максим Гардус, эксперт Офиса Реформ Кабинета министров Украины.

«Как известно, за 11 месяцев 2020 года перевозки в январе-ноябре 2020 года рекой транспортировали 10,1 млн тонн грузов. Это на 6,9% меньше, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (10,8 млн тонн).

Сейчас в Украине только 1% грузовых перевозок осуществляет речной транспорт.

Этот вид транспорта является наиболее дешевым и наиболее экологичным способом доставки грузов в мире. Поэтому частично эта проблема решена», – добавляет эксперт.



«Следующие этапы – практическое внедрение разработанных механизмов.

В частности, важно:

  • Определение ответственного, выделение финансирования, создание ТЭО, определение подрядчика и осуществление ремонтов шлюзового хозяйства на водохранилищах.
  • Настройка системы поддержания необходимых для судоходства глубин.
  • Избрание модели финансирования. Например создание Государственного фонда внутренних водных путей или другие варианты.
  • Создание независимого регулятора – Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта для вывода вопросы тарифов из сферы компетенции исполнительной власти и деполитизации этих вопросов.

Выполнение этих задач будет способствовать развитию речных перевозок и речного флота», – полагает Максим Гардус.



В то же время Павел Сацкий, доцент ДВНЗ «Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана» считает, что развитие речного транспорта не составит большой конкуренции автомобильному.

«Нам в наследство досталась довольно развитая логистическая сеть от советского времени. Однако, ее основой был железнодорожный транспорт. При этом, речной и автомобильный играли вспомогательную роль», – напоминает специалист.

«Речной транспорт давал в свое время возможность удешевлять большой объем перевозок и крупногабаритные перевозки. Особенно это было актуально в таких перспективных направлениях как с севера на юг по Днепру, где были сконцентрированы предприятия тяжелой индустрии. Автомобильный транспорт играл в основном локальное значение и вспомогательную роль.

С изменением экономической модели в Украине чрезвычайно возросла роль автомобильного транспорта, благодаря тому, что он позволяет совершать небольшие (относительно железнодорожного) объемы перевозок. Поэтому радикально упало значение железнодорожного транспорта, а вместе с тем и речного. Ведь речной имел значение как вспомогательный к железнодорожному», – добавляет Павел Сацкий.

«Поэтому развитие речного транспорта не составит большой конкуренции автомобильном. Он, скорее, может стать конкурентом железнодорожных перевозок.

Но к развитию речного транспорта следует подходить, исходя из региональной специфики, поскольку он может играть важную роль в обеспечении логистики для развития индустрии в зоне крупных рек.

Этот вид транспорта должен развиваться как самостоятельный. Однако, на пути традиционная для Украины проблема, морально и физически устаревшие фонды по производству и ремонту речных транспортных средств», – считает специалист.



В свою очередь кандидат экономических наук, независимый эксперт Александр Хмелевский убежден, что речной транспорт имеет свои преимущества – он дешевле и более экологичный, однако его восстановление требует больших инвестиций, которые не окупятся в ближайшие 15-20 лет.

«Речной транспорт когда-то играл важную роль в экономике Украины. В 1990 им было перевезено 67 млн.т. грузов. Однако, после приватизации Укрречфлота отрасль пришла в упадок. Корабли порезали на металлолом. Почти полностью остановились пассажирские перевозки, а грузовые перевозки сократились до 8 млн.т.

Власти считают, что в нынешних экономических условиях речной транспорт Украины потенциально может перевозить до 30 млн.т. грузов.

Речной транспорт имеет свои преимущества. Он дешевле и более экологичен. Однако, восстановление речного транспорта требует больших инвестиций, которые не окупятся в ближайшие 15-20 лет. В частности, нужна модернизация шлюзов, портов, закупка современных кораблей.

Частный бизнес не спешит вкладываться в развитие инфраструктуры, а государство тоже значительно сократило инвестиции. Власти рассчитывают, что новый закон «О внутреннем водном транспорте» будет способствовать развитию внутреннего судоходства. Однако, сам по себе закон этого не сделает», – полагает эксперт.



«Среди новаций закона следует выделить допуск иностранных судов для перевозок по рекам Украины. Власти считают, что это оживит внешнюю торговлю. Но это не так. Ведь иностранные корабли построены за рубежом, на них работают иностранные экипажи, а прибыль от их деятельности будет выводиться в другие страны.

То есть, допуск иностранных кораблей не создаст новые рабочие места для украинцев, судостроительные предприятия Украины не получат новых заказов, а Госбюджет недополучит налоги», – отмечает Александр Хмелевский

«Из-за конкуренции иностранных компаний, украинские предприятия будут терять прибыль и не смогут развиваться. Англия в свое время стала морской державой благодаря навигационному акту Оливера Кромвеля. Который запретил перевозить английские товары на иностранных кораблях. Это решение дало толчок развитию Британского флота и британской промышленности.

Однако, власть в Украине принимает совершенно противоположные решения, что приведет к еще большему упадку экономики.

Для реанимации речного флота нужно возродить государственную судоходную компанию и провести модернизацию инфраструктуры за государственные средства. Для частного бизнеса такие инвестиции невыгодны поэтому надеяться на них – бесполезно. Допуск иностранных кораблей в реки Украины должен быть запрещен», – добавляет эксперт.

 

SEEDS.org.ua

Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!

Залишити коментар

Ваш email не буде опубліковано

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!