Ярмак: ниша – это не продукт, а подход к бизнесу

1 118

Нишевых продуктов практически не существует, рыночные ниши не бывают вечными, а ускорение распространения информации резко снижает срок их жизни. Об этом рассказал экономист инвестиционного департамента ФАО Андрий Ярмак во время конференции “Плодоовощной сектор Молдовы – лучшие инвестиционные ниши”, организованной ФАО, ЕБРР, Международным проектом развития плодоовощного бизнеса, East-Fruit.com и Farm, которая проходит сегодня в Кишеневе, передает корреспондент SEEDS.

“Ниша – это подход, а нишевый бизнес – это философия. При этом нишевые подходы возможны: к продукту, производству, позиционированию, выбору рынка сбыта и т.п. Рыночная ниша со временем превращается в массовый рынок, а любое внедрение переходит в зрелость процессов”, – говорит экономист ФАО.

“Что же касается инвестиций, их можно условно разделить на два вида: Greenfield, startup – полностью новый бизнес “с нуля” и Brownfield – предполагающий привлечение дополнительных средств для развития существующего бизнеса”, – объяснил Андрей Ярмак.

“Говоря о специфике инвестиций, в бывших советских странах фраза “я хочу найти инвестора”, обычно звучит как: “я хочу найти бесплатные деньги и ничем не делиться взамен”.

При этом привлечение инвестора (партнера) в существующий бизнес сопряжено с риском утери контроля над предприятием, или, как минимум, с потерей контроля над принятием решений по его дальнейшему развитию. Поэтому, в большинстве случаев, существующему бизнесу безопаснее расширяться за счет кредитных ресурсов”, – отметил экономист.

“Однако инвестиции бывают разными. Реинвестирование собственной прибыли, заработанной в этом секторе – пока что самый устойчивый путь развития, так  как это “деньги+опыт”, такой же результат можно получить при слиянии с компаниями того же профиля.

А вот привлечение финансового инвестора (IPO, частное размещение и т.п.) – это очень часто “деньги минус опыт”, при этом инвестор будет участвовать в принятии решений, что не всегда хорошо. Бывает, что финансовый инвестор имеет опыт в маркетинге, что даже лучше, чем опыт в производстве”, – говорит эксперт.

“Привлечение партнера из другой отрасли – часто приводит к потере контроля над бизнесом, потере мотивации развития и другим негативным последствиям (это “деньги минус”).

При этом собственные инвестиции и кредиты гарантируют менее быстрый, но устойчивый рост”, – отметил Ярмак.

“Стоит обязательно помнить, что ниша – это не продукт, а подход к бизнесу!

В последние годы для Молдовы яблоко премиум класса, ранний виноград, фундук, миндаль, тепличные овощи, ягоды, черешня, а также заморозка плодоовощной продукции имеют растущую динамику рынка, уровень цены и добавленную стоимость. При этом рынки сбыта могут быть как курортные регионы, так и ЕС, Ближний Восток, Азия, а то и весь мир”, – отмечает экономист ФАО.

“К примеру, малина при фактической экспортной цене 1,06 евро может стоить все 3,5 евро. Такой же максимум по цене возможен и для черешни, при реальных ценах в 0,56 евро”, – добавил Ярмак.

 

“К тому же следует помнить, что неограниченного спроса не бывает, как не бывает бесплатного маркетинга – затраты на системный экспорт одной компании (персонал, выставки, реклама), составят от 100 тыс. долларов в год и более. Соответственно, если объемы продаж невелики, экспорт вполне может быть убыточным”, – говорит экономист ФАО.

 

SEEDS.org.ua

Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!
1 Comment
  1. Володимир пише

    То, что написал этот автор даже не смешно …

Відповісти Володимир
Відмінити коментар

Ваш email не буде опубліковано

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!