Законопроект №3131-д увеличит налоговую нагрузку на фермеров Украины

0 11

Знаменитый “земельный” законопроект №3131-д, в случае его принятия, безусловно, увеличит налоговую нагрузку на фермеров Украины. В то же время он способен и частично вывести аграриев из тени, рассказала в комментарии для SEEDS Адвокат Виктория Ковальчук, руководитель практики налогового права ESQUIRES Law Firm.


“По разным оценкам 30-40% сельскохозяйственных земель в Украине возделываемые не легально без регистрации фермерского хозяйства (ФХ), без передачи земельного участка в аренду без оформления договора аренды и тому подобное.

В денежном выражении для оценки масштаба этих 30-40% считается, что государство теряет ежегодно до 70 миллиардов гривен от теневого обработки земли сельскохозяйственного назначения и от нелегальной продажи разнообразной сельхозпродукции”, – напоминает адвокат.

“Сейчас в Украине нелегально обрабатывается до 15 млн. гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Эти земли были фактически “захвачены” крестьянами-единоличниками. Однако большинство этих земель также нелегально сдаются в аренду. Таким образом, такие земли обрабатываются теневыми фермерами, которые не платят никаких налогов”, – утверждает заместитель председателя Всеукраинской аграрной совета Михаил Соколов.

Первый проект закона назван “о детенизации” зарегистрироватьли в Верховной Раде Украины в феврале 2020 года. В процессе прохождения проекту комитетами ВРУ появились альтернативные проекты № 3131-1, № 3131-2, а впоследствии и № 3131-д.



Что предлагается?

В Налоговый кодекс Украины вводится новый термин – Поставленное налоговое обязательство.

Поставленное налоговое обязательство и в соответствии с Законопроектом № 3131-д – минимальное налоговое обязательство юридического лица или физического лица (в том числе физического лица-предпринимателя) – владельца, арендатора, пользователя на других условиях (в том числе на условиях эмфитевзиса), земельного участка сельскохозяйственного назначения (кроме несельскохозяйственных угодий) и/или земельной доли (пая).

Сумма поставленных налоговых обязательств, рассчитанных для каждой из земельных участков, принадлежащих одному владельцу и/или находятся в его пользовании на условиях аренды (эмфитевзиса) или ином использовании, является общим поставленным налоговым обязательствам. Общее поставленное налоговое обязательство – сумма поставленных налоговых обязательств, рассчитанных для каждой из земельных участков, принадлежащих одному владельцу и/или находящихся в его пользовании на условиях аренды (эмфитевзиса) или ином использовании.

Общее поставленное налоговое обязательство будет состоять из всех поставленных налоговых обязательств конкретного налогоплательщика.

Размер общего поставленного налогового обязательства будет устанавливать сам налогоплательщик, если доходы от реализации получены не от налоговых агентов.



“По подсчетам депутатов, в 2020 году поставленное налоговое обязательство максимально составит 1400 гривен, так как средняя нормативная денежная оценка земельного участка составляет 28 000 гривен за гектар.

Если сравнивать с законопроектом 3131 – изменился коэффициент. Сначала он был одинаковым для всех и составлял 0,05 (или 5%), в проект закона 3131-д коэффициент устанавливается индивидуально и при этом будет меньше.

Также при определении налогоплательщика законопроект 3131-д акцентирует внимание именно на земельных участках как на главных критериях для освобождения от поставленной налогового обязательства (в законопроекте 3131 определяющими были пользователи участков).

Вводиться поставленное налоговое обязательство будет поэтапно. Коэффициент в 2021 году составит 3% и будет увеличиваться по 0,5% ежегодно до достижения 4,5%. При этом для крестьянских фермерских хозяйств установлено только коэффициент в 2%, а в 2021-22 годы для ФЛП и фермерских хозяйств ставка будет нулевой. В 2021 году также не будут начисляться штрафные санкции”, – отмечает адвокат Виктория Ковальчук.



На что это похоже?

“Можем провести аналогию с обязанностью уплаты минимального размера ЕСВ независимо от хозяйственных успехов физического лица-предпринимателя. Ведь, даже если земельный участок дохода не приносит – ППС оплаты. Будет ли это владельца стимулировать использовать земельный участок для ведения с/х производства?

Часть молодых и амбициозных владельцев – да. А часть владельцев простимулирует продать земельный участок или отдать в аренду. И эта продажа/аренда не будут обусловлены истинным желанием, высокой рыночной ценой, а наоборот – отсутствием возможности платить ПНО”, – говорит Виктория Ковальчук.

Будет ли стимул использовать землю?

“4,5% от нормативной денежной оценки земельного участка в среднем составляет 1215 гривен на гектар. Как мы уже упоминали, для отдельных категорий эту ставка снижена 2% – то есть до 540 гривен за гектар.



Как сильно это может ударить по аграриям?

Несколько примеров приблизительной доходности 1 гектара земли на основе сведений сайта “Агробизнес сегодня”. Рыночная стоимость выращенной озимой пшеницы на 1 гектаре составляет 14 тыс. грн. озимого рапса – 12 тыс. грн., подсолнечника – от 11 до 15 тыс. грн.

Это сумма за вычетом расходов на аренду, семена, воду, удобрения, технику, заработную плату, транспортировки и хранения выращенной продукции. То есть, поставленное налоговое обязательство составит до 10% от прибыли”, – подчеркивает адвокат.

“Авторы законопроекта № 3131-д в пояснительной записке к нему отмечают – по данным Земельного кадастра объем земель с/х назначения составляет 41,5 млн. га., из них по данным Госстата в обработке – 28 млн. га, из которых – 19,6 млн. га в официальном обработки (аренде). Соответсвенно 8,4 млн. га  “обрабатывается самостоятельно”, то есть используются в различных теневых схемах. Таким образом по расчету: 8,4 млн. га х 1400 грн./ 1 га – дополнительный доход от внедрения поставленной налогового обязательства будет составлять около 12 млрд. грн. в год.

Увеличит ли законопроект №3131-д в случае его принятия налоговую нагрузку? Безусловно да. Выведет он [законопроект] фермеров из тени? Вероятно частично так“, – отмечает Виктория Ковальчук.



“По моему мнению, только комплексная стратегия развития агросектора, особенно в части реализации прав собственников земель с/х назначения, стимулирование деятельности фермерских хозяйств, государственная поддержка и другие мероприятия, направленные на развитие малого и среднего агробизнеса дадут положительный эффект в виде детенизации.

На сегодняшний день “формализация” деятельности фермерского хозяйства, оформления официально аренды земельных участков часто вызывает у владельцев только опасения, – опасения чрезмерного налогового давления, избыточной зарегулированности, государственного контроля, и наоборот, отсутствие характера “сервисных” функций в уполномоченных органов государства, отсутствие прогнозируемого (четкого и постоянного в течение длительного времени) налогового закона и другого профильного законодательства.

Присутствует еще одна проблема над которой нужно работать в переходный период до начала функционирования ПНО по полной. Это финансовая, налоговая безграмотность населения, отсутствие доступа к простым и понятным сервисам формирования и представления налоговых деклараций, удаленность владельцев/пользователей земельных участков от центров обслуживания налогоплательщиков и другие связанные с тем, что население не привыкло самостоятельно платить налоги”, – напомнила адвокат Виктория Ковальчук.

 

SEEDS.org.ua

Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!

Залишити коментар

Ваш email не буде опубліковано

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!