Украинские производители плодоовощной продукции нацелились на рынок Китая

0 67

О возможностях, которые открывает рынок Китая для украинских производителей плодоовощной продукции и как преодолеть барьеры, сдерживающие агроторговлю между странами, говорили ведущие эксперты плодоовощного сектора Украины.

Диалог состоялся во время онлайн-дискуссии «Плодоовощной экспорт в Китай: барьеры и возможности для украинских производителей», которую организовали и провели Украинский плодоовощная ассоциация (УПОА) и агромедиа-агентство Sapienza при поддержке Тараса Голуба, советника вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции.

«Китай – огромный рынок потребления плодоовощной продукции, страна с наибольшей численностью населения в мире. Возможности для украинских производителей плодоовощной продукции заключаются в экспорте товаров премиального качества.

Однако объем продукции такого качества, который и интересует потребителя с КНР, на сегодняшний день в Украине крайне небольшой», – отметила открывая онлайн-дискуссию директор по развитию УПОА и основательница агромедиа-агентства Sapienza Екатерина Зверева.



«С 2009-2010 года, Украина активно работает с китайской стороной, для открытия ряда продуктов. На сегодняшний момент открыты 3 позиции зерновых, говядина, открытые замороженные ягоды, свежая черешня, продукты животноводства, две позиции по шроту, свекольный жом. Сейчас ведется дальнейший диалог по мясу птицы и ряда фруктовых позиций», – рассказал советник вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Тарас Голуб.

По его словам, вопросами открытия рынков свежей голубики, земляники садовой и других свежих продуктов, которые может поставлять Украина в Китай занимается комиссия по сотрудничеству между правительством Украины и правительством Китая.

«В 20 числах декабря пройдет очередное заседание этой комиссии, на котором вновь подниматься вопрос по решению тех продуктов, которые пока не попали в зону разрешения. Нужно понимать, что это длительный диалог, и вряд ли на текущем заседании комиссии состоится открытие по свежим ягодам», – добавил Тарас Голуб.



В то же время экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак высказал мнение, что Китай не является чрезвычайно перспективным рынком сбыта для украинских овощей и фруктов – его следует рассматривать как конкурента Украины на рынках Азии и Ближнего Востока.

Если же говорить о теоретически перспективных позициях для экспорта, то Андрей Ярмак советует обратить внимание на премиальный сегмент таких товаров, как свежая черешня, яблоко и замороженная земляника садовая. Но для этого украинским производителям нужно обеспечить высокое качество продукции и учесть все нюансы для работы с импортерами из Поднебесной.

Принимая во внимание данные проведенного недавно исследования оценки китайского плодоовощного рынка был составлен рейтинг перспективных товаров плодоовощной группы для экспорта из Украины в КНР. Вошли в него семь позиций, но только для двух из них – грецкого ореха и замороженной голубики и черники пока открыт китайский рынок, рассказал Андрей Ярмак.

«Объем украинского экспорта замороженной дикрослой черники на китайский рынок в стоимостном измерении в 2019 году составил $$9,5 млн. Это 17% от всего украинского экспорта данной продукции. Вторая категория – грецкий орех. Учитывая, что Китай является одним из ведущих экспортеров данной продукции, то на самом деле Украина поставляет туда очень мало – незначительные партии на сумму около $0,7 млн в год», – объясняет Андрей Ярмак.



Между тем президент Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) Тарас Баштанник считает, что первые попытки выстроить системный экспорт свежей голубики в Китай можно ожидать не ранее 2022 года, ведь сегодня на украинском рынке недостаточно объемов для эффективного снабжения этой ягоды в Поднебесную.

«Сегодня мы не можем напрямую поставлять в Китай свежую голубику, этому предшествуют два фактора: отсутствие объемов и внутренняя цена в Украине на эту ягоду. Сейчас в Поднебесной может поставлять голубику реэкспортом через Гонконг, но самое главное при этом – выйти на системные объемы, системных игроков, и очень внимательно проработать логистику», – отметил Тарас Баштанник.

«Мы будем в следующем сезоне изучать этот вопрос с точки зрения поставки ягоды по железной дороге. Авиатранспорт – это быстро, но дорого, море вообще не вариант, потому что не доплывет, а вот как раз разумная альтернатива с точки зрения «скорость-цена» – это железная дорога. И если этот канал будет рабочим, это станет настоящим прорывом. Потому что это в среднем будет в 5 раз дешевле авиа, а по времени совсем не критично для голубики (10-12 дней срок хранения).

Конечно другие ягоды (малина, земляника, ежевика) – здесь только авиатранспорт без вариантов. Однако высокая стоимость этих ягод в Юго-Восточной Азии позволяет поставлять авиа и делает авиа логистику финансово целесообразной», – добавил президент Украинской плодоовощной ассоциации.



Как отметила во время онлайн-дискуции председатель Госпродпотребслужбы Владислава Магалецкая, пока между Украиной и Китаем действуют 4 международных договорах. Подписанные протоколы фитосанитарных требований  по экспорту украинских кукурузы сои и ячменя в Китай.

«В июле 2020 у нас был принят перечень из 10 украинских предприятий – производителей замороженной голубики и черники, которые могут сотрудничать с китайскими импортерами. Сейчас с этим перечнем можно ознакомиться на сайте Госпродпотребслужбы.

В 2018 году состоялся инспекционный визит представителей китайского компетентного органа в Украине по результатам которого Госпродпотребслужба обрабатывала возможности подписания протокола в отношении экспорта свежей черешни из Украины в КНР. Параллельно мы работали с Генеральной таможенной администрацией КНР.

Этот протокол предусматривал решение вопросов экспорта и транспортировки черешни. Кстати, предполагалось, что экспорт будет осуществляться исключительно воздушным транспортом. КНР было это очень интересно, даже с наценками воздушного транспорта. Ведь один кг черешни в Украине стоит около 1 евро/кг, а в Китае – 25 евро», – добавляет Владислава Магалецкая.



«Рынок этот очень непростой, очень конкурентный. Тем более, что Китай подписал крупную сделку о новой зоне свободной торговли в ноябре текущего года, в которую вошли 15 стран, в том числе Япония, Южная Корея. Эта зона свободной торговли теперь включает 32% ВВП всей планеты и 1/3 всего населения. Конкурировать с таким огромным структурным подразделением чрезвычайно тяжело», – отметил во время онлайн-дискуссии доктор экономических наук Виталий Скоцик.

«Но я для себя несколько лет изучал рынок чеснока, в частности то, откуда появилась эта культура так интенсивно. А появилась чесночная тема в Китае в 1995-1996 годах. Для того, чтобы оставить людей в селе в процессе интенсивной индустриализации, здесь начали создавать кооперативы.

Конкурировать с сегодняшними украинскими технологиями со себестоимостью которая есть на сегодня на примере чеснока абсолютно нереально. В прошлом году средняя цена реализации чеснока на китайских биржах была 1 доллар 20 центов. Но есть огромная возможность.

Вместе со своим чесноком, где 65% мирового рынка сегодня держит Китай, они имеют большие проблемы – многие страны, в том числе Европейский Союз, внедряют массу различных ограничивающих факторов: квотирование, пошлины, и тому подобное.

Для Китая было бы очень интересно например сделать трансфер технологий к производителям чеснока в Украине. Китай готов предоставить финансовые инструменты. Что очень важно: если заходит украинская компания в такое партнерство, она автоматически включается в мировой дистрибуции чеснока, которая работает сегодня как единый механизм», – отмечает специалист.

 

SEEDS.org.ua по информации Sapienza 

Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!

Залишити коментар

Ваш email не буде опубліковано

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!