Прибыльное дело компании «Добротрав»: производители украинских лектрав ориентируются на экспорт

0 19

Компания «Добротрав» основана в 2015 году Евгением Шумейко и специализируется на выращивании и заготовке высококачественного растительного сырья. Также компания способствует тому чтобы люди, проживающие в сельской местности имели дополнительный доход, и получали достойную плату за свою работу по сбору и выращиванию лекарственного сырья. О травяном бизнес в Украине и почему на сегодняшний день выгоднее экспортировать лекарственные растения вместо того, чтобы продавать на местном рынке владелец компании «Добротрав» рассказал в интервью Seeds.org.ua

-Как Вы решили начать травяной бизнес? Почему решили заниматься именно лекарственными травами?

Исторически у нас в регионе много людей этим занимается. Есть технологии, определенный объем рынка и понимание того, что делать, как делать и куда продавать.

Когда в 1600-х годах здесь был Бернардинский монастырь. Бернардинцы славились траволечением. Во время русско-шведской войны, когда не хватало лекарств в армии Петра I, была основана полевая аптека. Впоследствии у нас открыли институт лекарственных растений.

   

Какая мощность Вашего производства? Какие показатели оборота продукции?

-В этом году где-то примерно 50 тонн. В денежном выражении это где-то 200-250 тыс €.

-Как выглядит Ваше предприятие сегодня? Откуда берете сырье?

-Мы и сами выращиваем, и скупаем у населения, у фермеров, которые самостоятельно собирают и сушат. То есть, что-то выращиваем, что-то закупаем у населения, потом сами ее дорабатываем, очищаем, перепаковываем и продаем.

Мы арендуем землю, площадью в 20 га. и выращиваем там такие культуры как алтея лекарственная, одуванчик лекарственный, эхинацея пурпурная и валериана лекарственная.

-Вы закупаете сырье из-за границы, или у Вас только отечественные растения?

-Конкретно я ничего не импортирую. Я только экспортирую. Но, в принципе, есть компании, которые, как и европейцы смотрят глобально на этот рынок и если ромашка, календула дешевле в Египте, они покупают в Египте. Есть позиции, которые у нас не растут из-за климата, как тот же эвкалипт, из Грузии завозится. Тот же каркаде – из Нигерии или из Египта.

-Украинские лекарственные растения интересны для Европы?

-Да, конечно интересны, потому что там тоже кризис с персоналом. Это такая работа довольно тяжелая и не очень высокооплачиваемая, поэтому людям в Польше, или в Болгарии гораздо проще устроиться на завод и получать 500-700 евро, и это будет целый год, чем 3-6 месяцев в году зарабатывать те же деньги за лекарственные растения.

Поэтому спрос на украинские травы есть и он будет только расти, так как в Польше, или Болгарии количество заготовленных трав уменьшается, а спрос не уменьшается, а наоборот растет.

Некоторые позиции экспортируются достаточно много. Это – цвет ягоды бузины, цвет липы, лист крапивы, корень алтея, корень лопуха, корень и трава эхинацеи, корень и листья одуванчика, ягоды облепихи, лист березы, лист мать-и-мачехи, лист подорожника.

-Какие травы наиболее маржинальные?

-Есть позиции, которые заготавливаются и из дикорастущих, и из тех, что выращиваются. Есть позиции только те, которые выращиваются. Есть только дикорастущие. То есть это зависит от того, кто как сушит, какие сушки, какая механизация процесса, логистика, стоимость рабочей силы, по какой цене его продает, это внутри страны, или это экспорт, качество. Например, может быть дополнительная доработка, которая поднимает цену на товар, иногда даже в разы. Каждая позиция очень индивидуальная, на нее меняется спрос и доходность. А есть такие позиции, которые год-два никому не нужны, потом они у всех закончились и всем они нужны. Такие позиции довольно трудно заготовить и они, как правило, всегда пользуются спросом, так как их нельзя заготовить много и перенасытить ими рынок. Как, например, цвет липы, плоды каштана, ягоды бузины и тому подобное.

-Как Вы убеждаетесь в экологичности сырья, которое закупаете? На какие аспекты обращаете внимание при сотрудничестве с поставщиками?

-Как правило, стараемся сотрудничать с теми, кто этим занимается не первый год, кто понимает все нюансы – какое должно быть расстояние для сбора трав от дорог, от полей, от свалок, от населенных пунктов. Кто знает как правильно сушить, хранить, проводить определенные технологические операции.

У нас курсов нет, но обучаем, рассказываем, что и как делать, об имеющихся стандартах и как согласно им работать.

Вообще 90-95% качественных показателей можно проверить с помощью глаз, носа, на тактильные ощущения, по цвету, по определенным механическим характеристикам: размер, фракция, влажность. А чтобы проверить более сложные параметры: пестициды, действующие вещества, нужно отдавать на анализ в лабораторию. Иногда работаем так: если у человека заказ на оптовую партию и мы не уверены в качестве, берем образец, отправляем в лабораторию, там делают анализ и затем заказчик подтверждает или не подтверждает, что это сырье подходит ему по качеству – по пестицидам, действующим веществам.

-Большая конкуренция на рынке лекарственных растений на сегодня в Украине? И какой объем лекарственных трав на рынке Украины?

-Рынок очень хаотичен, много игроков. Есть 2-3 крупных, несколько десятков мелких – как я и много сотен еще более мелких и десятки тысяч заготовителей. Конкуренция, как и на любом рынке, конечно есть. Например, украинская ромашка не просто конкурирует между производителями в Украине, она еще конкурирует с египетской, польской, сербской ромашкой. Это же касается и других позиций.

По поводу объема: более-менее точные цифры по экспорту, так, там все отслеживается официально. В прошлом году экспорт был почти на 7500000 $. А в этом году за 9-10 месяцев, уже было 9500000 $. То есть, уже на 2 млн $ больше, хотя год еще не закончился.

Это связано с тем, что увеличивается спрос. Например, Польша и Болгария, которые ранее традиционно сами выращивали и заготавливали много лекарственных растений, начали от этого отходить. Соответственно, они из чистых экспортеров превращаются в импортеров, в том числе закупают продукцию и из Украины, а уже потом перепродают ее клиентам в Германию, США, Японию. За прошлый год Украина экспортировала до 4 тыс тонн, внутренний рынок составил где-то 1-1.5 тыс тонн.

-То есть экспорт для Вас выгоднее сегодня?

-Да. Ранее мы пытались продавать мелким оптом по Украине, но оказалось, что рынок очень мал и неразвит. Поэтому мы сейчас уменьшили ассортимент и больше продаем крупным оптом на экспорт.

Еще, как правило, в Украине довольно низкая покупательная способность населения, и не развитость мелкого и среднего бизнеса. Есть несколько крупных игроков, но они не могут заполнить все ниши, например, органической продукции, продукции для домашних животных, для матерей, для детей, для здорового питания.

Переработка которую делает в Европе малый и средний бизнес у нас очень-очень не развита.

Таковы реалии. Я думаю, что это будет развиваться, но нужны годы.

-С кем сотрудничаете на отечественном рынке и с какими странами Европы?

-Это такие компании как “Гербатика” (Житомир), “Лектравы” (Житомир), “Сумыфитофармация”. Ранее сотрудничали с заводами “Тернофарм” (Тернополь), “Лубныфарм”, “Виола” (Запорожье).

Но многие позиции выгоднее продавать на экспорт и поэтому если есть партия которую логистически смысл везти на экспорт, то как правило она туда и отправляется.

Крупнейшие покупатели в Европе – Польша, Германия, Болгария, но это именно в нашей компании.

Больше всего лектравы из Украины экспортируется в Польшу и Германию.

-Сбор растений – это сезонная работа. Как у Вас налажено производство зимой?

-Год от года такое производство отличается. Прошлой зимой мы технику ремонтировали, какие-то зимы – делали переработку по заказу. Этой зимой в планах на месяц-два – переработка того, что мы сейчас выкапываем, то есть доочистка, сушка, фасовка и т.д.

Заготовки – сезонные, а продажа в принципе идет круглый год. У посредников один цикл закупок, у трейдеров – другой. У кого-то заказы формируются перед новым годом, они пытаются закупаться после нового года, у кого-то – в сезон, у кого – в течение года. У кого-то – сделали аудит, оказалось, что некоторых позиций не хватает, они начинают их искать в любой месяц.

-С какими подводными камнями сталкивается Ваша компании в этом виде бизнеса?

-На самом деле их очень много. Начнем с того, что в Украине вообще низкий уровень договорной культуры. Часто люди просто не выполняют то, что обещают.

Затем, много сырья не надлежащего качества. Какая-то часть людей не знает, не понимает, экспериментирует и делает не тот товар, который можно кому-то продать.

Есть определенные технические проблемы при экспорте, например, партию отправили, было все нормально, потом в ней пестициды обнаружили и надо куда-то ее девать, перерабатывать.

Так что закупки сезонные – в сезон не хватает оборотных средств, ведь практически все культуры созревают в одно время и в соответствии основная масса заготовителей ее хочет сразу продать, поэтому очень большие кассовые разрывы в сезон.

-Какие у Вас стратегические планы на будущее?

-Стратегические планы – искать стабильных, ответственных клиентов в Европе. Развивать тех поставщиков которые есть, чтобы они закупали больше сырья и делать продукцию с добавленной стоимостью. То есть товар надо сушить, измельчать, делать определенные операции с сырьем, которые делают ее дороже. Ведь в определенном виде она стоит 1 €., Если ее высушить, перетереть, пересеять например – будет 1,5-2 €. Таковы наши основные направления.

Ярослава Коломиец

SEEDS.org.ua

Leave A Reply

Your email address will not be published.