Развитие территорий как естественный процесс мировой децентрализации

0 82

Локальная политика “развития территорий” может обеспечить недостающую связь между политической децентрализацией и развитием любого государства в целом.


Децентрализация и развитие территорий

Связь между децентрализацией и развитием общеизвестно проблематична.  Тем не менее, после более чем двух десятилетий глобальных реформ децентрализации были извлечены некоторые основные уроки:

– Децентрализация всегда обусловлена политикой, которая определяет масштабы и темпы реформ.

– Децентрализация может способствовать развитию, но это зависит от:

  • характера развития децентрализующего государства;
  • приверженность национальной политике развитию внутренних территорий;
  • роль, которую местные власти могут сыграть в его продвижении: их автономия и подотчетность.

Децентрализация не будет способствовать развитию, если само государство не привержено развитию или если политические движущие силы реформ не дополняются национальной политикой, которая ценит “развитие территорий” и уполномочивает местные власти содействовать его развитию.

Такая политика является условием того, что политическая децентрализация также оказывает влияние на развитие.

И наоборот, его отсутствие имеет большое значение для объяснения замораживания или обращения стольких процессов децентрализации в реальном мире. Но что такое территориальное развитие и что нужно для того, чтобы местные власти могли его осуществить?

Преобладающие определения территориального развития

При использовании перед словом “развитие” прилагательное “территориальный” обычно относится либо к (1) пространственной интеграции, либо (2) географическому масштабу развития. Так что же такое “развитие территорий”? На сегодняшний день есть несколько трактовок:

1) Более технический и охватывающий.

Развитие территорий – это комплексное, многоотраслевое развитие на определенной части территории, которое имплементируется в зависимости от видения желаемого будущего и поддерживается стратегическими инвестициями в физическую инфраструктуру и управление окружающей средой.

То есть, пространственно-интегрированное. Более того это определение ссылается на шкалы – местные, региональные, национальные, транснациональные.  Как мы видим из этого определения, инвестиции в данном случае, тесно связаны с управлением и параметрами измерения, и в том числе пространством на котором будет реализовываться модель развития.

2) Второй вариант расшифровки термина “развитие территорий”  – более зонтичный, нейтральный подход. И подразумевает более внешние процессы, связанные с архитектурой (урбанизация), инфраструктурой, какими-то местными задачами.

Чаще всего, в этом понимании, данный термин используется для охвата как местного развития (тесно связанного с более мелкими юрисдикциями первого уровня), так и юрисдикциями или даже часть из них и региональное развитие, то есть развитие более крупных промежуточных юрисдикций (районов, провинций, регионов и т. д.).

Поскольку любое пространство может быть определено как местное от наблюдателя, размещенного над или за его пределами, выражение “территориальное развитие” в этом значении просто обозначает местное развитие в любом масштабе.

И при этом подходе есть опасность игнорирования критического различия, в основном политические и институциональные, мест различного масштаба в содействии местному развитию.

Этот подход понимания термина “развитие территорий” – без учитывания самой модели развития, близлежащих территорий и взаимосвязей между ними. Скорей всего это некая более внешняя сторона понятия “развитие”, которая на первый взгляд и дает изменения но, лишь внешние.

Для того чтобы сегодня говорить о так называемом развитии территорий – нужно сперва определить что же значит это понятие.

И какой его смысл. Либо это просто внешние изменения, которые, по факту, не меняют жизнь, либо – если мы говорим о конкретных изменениях – тогда это, прежде всего модель развития, с учетом необходимых параметров для развития.

Однозначно, необходимо лучшее определение территориального развития. Он должен быть основан на концепции местного развития, учитывая его эволюцию с начала 80-х годов, чтобы в конечном итоге понять территориальное развитие как более конкретную и актуальную для политики концептуализацию местного развития.

Что касается концепции местного развития

Центральное место в концепции местного развития заключается в том, чтобы понимать “местное” как обозначение не только места (чье определение в конечном счете зависит от позиции наблюдателя), но также, что более важно, как и кем поощряется развитие.

С этой точки зрения, использование ресурсов, специфичных для конкретных мест, посредством создания политических и институциональных механизмов местного управления и управления развитием, которые являются местными, локальными и наднациональными, представляет собой критическое различие между подлинным местным развитием и многочисленными формами локализации национальная или даже глобальная политика, программы и проекты в области развития.

…территориальное развитие сохраняет первоначальное значение локального развития как эндогенного и постепенного…

Первая определяющая черта местного развития – это мобилизация широкого спектра специфических для территории ресурсов с помощью эффективных политических и институциональных механизмов управления и администрации.

Вторая особенность – местное развитие носит поэтапный характер в отношении усилий по национальному развитию. Улучшения происходят с помощью действий автономных местных органов власти, которые подкреплены стратегическим виденьем национальных изменений.

Третья особенность относится к экономике от охвата и добавленной стоимости для отраслевых видов деятельности, которые могут быть реализованы посредством их горизонтально интегрированного и пространственно скоординированного управления местными властями.

Местное развитие затем называется пространственно интегрированным. Здесь речь идет о Global Value Chains и МСБ. Например: как местный фермер-молочник может работать с другим фермером молочником в другой стране, без границ и при этом иметь постоянный рынок сбыта, который обеспечивает третий фермер еще в одной стране.

Четвертая особенность – кооперация вместо конкуренции. Это относится к тому факту, что местное развитие в значительной степени зависит от взаимодействия местных общественных и частных субъектов с целым рядом других субъектов, действующих на верхнем и внутреннем уровнях, в том числе власти, бизнеса. Это делает недействительными любые формы локализма в мышлении о местном развитии и делает его по существу мультискалярным.

Учитывая четыре вышеперечисленные признака выражение “развитие территорий” может фактически быть предпочтительным по сравнению с местным развитием. Территориальное развитие сохраняет первоначальное значение локального развития как эндогенного и постепенного, в то же время, предотвращая его отождествление с любой формой локализма и подчеркивая необходимость пространственной интеграции.

“Развитие территорий” происходит при развитии местных органов власти, наделенных значимой автономией и встроенных в эффективные сети подотчетности.

Без автономии не может быть никакого повышения эффективности государственных расходов и никакой дополнительной мобилизации местных ресурсов. Без подотчетности – захват частными интересами и связанная с этим неэффективность могут быть обычным явлением.

Дело в том, что местные органы власти, связанные с развитием, появятся только в том случае, если сами реформы децентрализации будут переосмыслены как “расширение прав и возможностей людей посредством расширения полномочий их местных органов власти”, а не просто как передача функций и ресурсов между уровнями система управления и государственного управления.

В этом случае местные органы власти будут признаны в качестве механизмов самоуправления местного политического округа (а не просто управленческих структур для предоставления некоторых услуг), которые не только отвечают за конкретные функции, переданные им или делегированные им, но также наделены общим мандатом для благосостояние их общин (громад) и, следовательно, могут разрабатывать, финансировать и осуществлять свою собственную местную политику (в дополнение к локализации национальной политики).

“Развитие территорий” – это то, чем занимаются местные власти. Но этого не произойдет без кооперации на всех уровнях (как власти так и бизнеса). В том числе – национальной и стратегической приверженности этому процессу. Часто отсутствующая связь между децентрализацией и развитием – это действительно национальная стратегия территориального развития, называемая Территориальным подходом к местному развитию (Territorial Approach to Local Development  – TALD) Европейским союзом.

 

Екатерина Дьяченко, эдвайзер и национальный консультант медиа-агентства для агробизнеса SAPIENZA , советник по развитию территорий “Общественного Союза  Объединения Народного Контроля Украины” по материалам ecdpm.org

Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!

Залишити коментар

Ваш email не буде опубліковано

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!