Украина смогла вписаться в мировые рынки и наращивает свой экспорт продукции: Николай Пугачев

0 142

Особенности глобального развития продовольствия, объемы торговли и производства агропродовольственной продукции постоянно растут. Сравнивая с 2000 г. они выросли втрое. Зафиксировано увеличение глобального производства и международной торговли, практически по всем основным группам продовольствия. Об этом заявил Николай Пугачев, заместитель директора Национального научного центра “Институт аграрной экономики” во время своего выступления на форуме “Экспорт агропродовольственной продукции: новые возможности для украинских товаропроизводителей” в рамках II международной выставки Russian Food Expo. Подробности читайте на SEEDs.

При этом, характерная тенденция последних лет — падение мировых цен на продовольствие. Говоря о сегодняшней ситуации, можно сказать, что в мире производится больше продовольствия, чем потребляется. Однако, свыше 1 млрд. жителей планеты недоедают, через предельную бедность. Имеем два полюса: избыток продовольствия и голод. Так, регионы Африки, Азии и Латинской Америки отличаются как такие, что не доедают.

Крупнейшие страны экспортеры: США, Нидерланды, Германия, Китай, Бразилия, Франция.

Крупнейшие страны импортеры: ЕС, США, Китай, Германия, Япония, Великобритания, Корея.

По словам специалиста, ключевые товарные группы: зерновые, семена масличных, масло и продукты пищевой промышленности — эти товары занимают около 90% стоимости экспорта.

Когда мы рассматриваем в региональном соотношении наш экспорт, видим, что увеличивается доля экспорта в страны Азии, Европейского Союза и уменьшается доля экспорта в страны СНГ.

“В значительной степени способствовала росту экспорта в Европейский Союз подписание соглашения об Ассоциации с ЕС и мы имеем тенденцию увеличения экспорта именно в ЕС, анализируя структуру этого экспорта, мы отмечаем, что основу составляют опять же (за 2017 год): зерновые — 39%, жиры и масла — 16,3%, семена и плоды масличных — 15,5%, и отходы пищевой промышленности — 11,8%. ЕС более 70% нашего экспорта ориентировано исключительно на 6 стран (Польша, Испания, Нидерланды, Германия, Италия, Франция), то есть, мы подвержены значительному риску по экспорту. Приводя пример, берем во внимание ситуации этого года. Более 80% украинского сахара экспортировалось в одно государство, и когда государство закрыло импорт из Украины, возникла проблема. Однако, вопрос сняли, через дипломатические каналы”, – отметил Пугачев.

Современная тенденция мира — создание интеграционных группировок, таких как ЕС. Практически в любой стране мира можно увидеть интеграционные группировки, которые контролируют вопросы импорта продукции и защищают свои внутренние рынки от нежелательного импорта.

Украина является членом 16 соглашений относительно зоны свободной торговли. Эти соглашения охватывают более 40 стран мира и около 800 млн. потребителей. У нас заключаются новые соглашения и ведутся переговоры, по завершению этих соглашений, сообщил Николай Пугачев.

Как защищают свои рынки, можно увидеть на примере Турции. Средний тариф у них для агропродовольственной продукции — более 42%, а на отдельные продукты — мясо, например — 225%, масло животное и молоко — 180% и тому подобное. Кроме того, они вводят и аграрный компонент — дополнительный специфический тариф на переработанную продукцию, в которой присутствуют сахар, молоко, крахмал и тому подобное.

“Говоря об оценке нашей продукции в торговле, например с Турцией и другими интеграционными группировками можем увидеть, что анализ не показывает негативных последствий для Украины”, – рассказал Пугачев.

Сравнивая с отдельными странами, с которыми мы будем подписывать соглашение об Ассоциации, или уже подписали, можем говорить, что по отдельным продуктам мы имеем существенные преимущества, например, жиры и масла, продукты пищевой промышленности и проч. То же самое мы видим и в отношении Канады.

Говоря о конкретной Турции, мы можем говорить о перспективах поставки определенной продукции, которая может найти свое место на Турецком рынке.

“Во многих странах мира мы сделали анализ, относительно возможных перспектив сотрудничества с этими странами, проанализировали, какие из них являются импортерами и по каких продуктах, какой объем этого импорта и где Украина может наращивать свои перспективы. – подчеркивает эксперт, – Например, республика Корея — нетто импортер сельскохозяйственной продукции. Когда мы говорим о крупнейшем нетто-импортере в мире — Китае, мы видим, что они являются и активным участником экспортных операций и очень мощным импортером”

Итак, относительно перспектив. Прежде всего, в мире будет увеличиваться население планеты и наблюдается устойчивый тренд по повышению уровня доходов населения в бедных странах. То есть, бедные страны стремятся лучше питаться, но при этом мы будем ждать и обострения конкуренции.

Анализируя перспективы мировых рынков, на отдельные группы товаров, где Украина является лидером. Например, рынок зерна. Мы можем отмечать, что мировое потребление зерна за следующие 10 лет может увеличиться. Однако, и производство зерна существенно возрастет.

Рынок масличных культур: будет увеличиваться производство у наших конкурентов — Латинской Америки, Северной Америки, ЕС и Азии. А вот потребление значительно не вырастет, разве что, в Азии.

Рынок животноводческой продукции: производство будет расти в Азии, Латинской Америке и даже в Африке, при меньших объемах потребности в этой продукции.

Пугачев акцентировал внимание на том, что на рынке мяса птицы, где Украина чувствует себя сегодня достаточно неплохо, увеличится конкуренция в мире.

Ярослава Коломиец

Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!

Залишити коментар

Ваш email не буде опубліковано

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!