В Варшаве 27 марта состоялись украино-польские переговоры с участием министров сельского хозяйства Украины и Польши, а также представителей профильных ассоциаций.
О нюансах двусторонней встречи Украины и Польши, продолжавшейся более 5 часов, SEEDS рассказал Президент УПОА Тарас Баштанник, принявший участие в переговорах в составе украинской делегации.
– Эта историческая встреча была довольно длительной, и, вероятно, непростой? О чем говорили представители аграрных ведомств двух стран?
– Для начала важно отметить, что эта встреча была инициирована именно украинской стороной, в достаточно активной форме. Польская сторона не сразу согласилась. Встреча состоялась на уровне министров сельского хозяйства, заместителей, а также председателей профильных ассоциаций.
Обсуждался острый вопрос блокирования польской границы. Причины и характер, потому что граница блокируется по разным причинам. Либо для того, чтобы продукция не шла в Польшу в целом, или потому, чтобы она не шла через Польшу, то есть транзит. Это первый блок.
Второе – продукты, которые обсуждались поэтапно. Это вся зерновая группа, шрот, растительное масло, курица, яйцо, сахар, мед, замороженная малина, яблочный сок и концентрат.
Украинская делегация реально конструктивно и прагматично подошла к подготовке этих переговоров. То есть, подготовила все цифры, что идет, как идет в разрезе торговли из Польши, с Европой, где мы конкурируем, не конкурируем и так далее.
Польская сторона в большей степени апеллировала не цифрами, а эмоциями. В разрезе политики, помощи во время войны, упоминали какие-то исторические события седой древности, и так далее.
Самое главное предложение украинской стороны касалось прежде всего зерновых. Польша не хочет, чтобы украинское зерно ехало именно на польский рынок. Ладно, оно вообще туда не едет уже давно.
Но польская сторона не хочет даже, чтобы оно транзитом ехало в польские порты. Ладно, новый урожай и не поедет. И без них справимся.
Но была просьба и жесткая позиция украинского аграрного министра о том, чтобы разрешить закончить вывоз остатков зерна транзитом по старым контрактам, которые еще давно были заключены. Только в польские порты.
И речь шла всего-навсего о 450 тысячах тонн суммарно разных зерновых, масличных и технических культур за небольшой период – три месяца: апрель, май, июнь. То есть это капля в море. К тому же транспортировка не машинами, а только по железной дороге.
Однако поляки в лице представителей объединений, таких, как общественная организация «Обманутое село», которая под руководством Михала Колодзейчака – заместителя польского министра АПК, будто лоббирует интересы мелкого фермера, не соглашаются даже на это, хотя непонятно, по каким причинам. Даже пригрозили, что будут продолжать блокировать границу, в том числе даже для пассажирских перевозок, то есть для легковых автомобилей и автобусов.
По другим позициям диалог был более конструктивным, но пока можно сказать, что договорились продолжить договариваться.
– Можно ли услышать результаты промежуточных договоренностей в Варшаве?
– Договорились о том, чтобы разделили все продукты по отдельности. По каждому продукту будут созданы отдельные рабочие группы, и каждый будет договариваться и говорить по этому поводу в отдельности. Пока что на этом и закончили.
В частности, по ягодам и соку концентрату договорились о том, что будет проведена дополнительная трехсторонняя рабочая группа с участием представителей профильных ассоциации из Украины непосредственно с польской стороны и с литовской. 5-6 апреля в Вильнюсе, надеюсь, мы этот вопрос сдвинем.
Пока поляки видят в нас, в частности, по малине конкурента, а не партнера, с которым можно было бы работать. Я доказывал, что Украина не вытесняет польскую малину, а наоборот – Польша покупает украинскую малину, дорабатывает ее и на этом зарабатывает, экспортируя ее дальше, в другом виде.
– Вы упомянули о Михале Колодзейчаке и его негативном влиянии на процесс переговоров. Можно ли услышать больше подробностей?
– Что касается господина Михала Колодзейчака, заместителя польского министра, это был самый деструктивный элемент всех переговоров. С одной стороны, он известен своими радикальными, неконструктивными настроениями, негативными впечатлениями и отношением к Украине, и лично к министру нашего сельского хозяйства Николаю Сольскому. Это можно было увидеть в его поведении и услышать в его словах.
Он явно «накручивал» представителей общественных организаций Польши, таких, как упомянутая ранее организация «Обманутое село». Они буквально «плясали под его дудку».
К тому же, в течение долгих переговоров, которые длились пять с половиной часов, этот человек вел себя неадекватно, со всеми признаками наркотического опьянения.
Господин Михал Колодзейчак часто выбегал из кабинета, возвращался взволнованный, был агрессивен, хаотично двигал конечностями и так далее. Это, конечно, вносило деструктив в переговоры, потому что подавляющее большинство коллег из профильных ассоциаций вели себя конструктивно и соглашались с украинскими доводами.
Например, Моника Пятковская, глава Зерно-кормовой палаты из Движения “Польша 2050”, поддержала наше предложение, потому что Украина должна выполнить эти международные обязательства, эти контракты. Она не видит ничего дурного. Поэтому с точки зрения бизнеса и прагматики здравого смысла никаких проблем этому нет.
Да и другие главы ассоциаций, в частности по сахару, они поддерживали наше предложение или, по крайней мере, были готовы к конструктивному диалогу, а не к эмоциям, агрессии и непонятному поведению.
– Ваши личные впечатления от встречи?
– Сесть за стол переговоров – это всегда позитив. А по поводу негатива – это, конечно, поведение замминистра. Но в целом ожидания и впечатления от переговоров сдержанно оптимистичны. В том плане, что с поляками можно говорить, и они будут слышать.
Думаю, что мы продолжим это в апреле. Возможно, даже это все будет решено положительно, по крайней мере, по большинству продуктов.
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!