Шоковая заморозка плодово-ягодной продукции – шокирующий выгода для аграриев

0 9

Для украинских аграриев шоковая заморозка плодово-ягодной продукции стала золотым ключом к большим экспортным дверям. Какие технологические решения станут наиболее целесообразными и максимально выгодными? Об этом SEEDS рассказал Сергей Выставной, руководитель отдела проектирования компании «Alternative Technologies PF».

— Шоковая заморозка или охлаждение — что сегодня выбирают аграрии?

— Трудно ответить. Как хранить урожай, выбирает сам фермер, все зависит от потребностей предприятия и направления деятельности. Шоковую заморозку выбирают для более длительного хранения и перевозки. Обычно это большие объемы продукции, которые направляются на экспорт.

Шоковое охлаждение выбирают те аграрии, которые выращивают свою продукцию преимущественно для внутреннего рынка. Сразу с поля продукция резко охлаждается, и только потом она попадает на полки магазинов или на рынки.

— Что из основных нюансов стоит знать аграриям о технологиях заморозки плодоовощной продукции?

— Если сравнивать шоковую заморозку с обычной, важным фактором является скорость понижения температуры продукции и мощность оборудования. Отличие по самому оборудованию не очень существенное. Нужны камера, холодильный агрегат, охладитель и автоматика.

Однако, если речь идет о полноценном цикле производства, одной камеры будет мало, — желательно строить комплекс, где будет рампа для приема и отгрузки товара. С цехами сортировки, упаковки, с камерами охлаждения, замораживания, хранения. И все желательно расположить как можно ближе к полю или саду, чтобы не тратить время на перевозку продукции.

— Есть ли ягоды или овощи «фавориты» шоковой заморозки — для которых чаще всего заказывают именно это оборудование?

— Сейчас начали активно строить и камеры шоковой заморозки, и туннельные аппараты шоковой заморозки для голубики. В настоящее время наблюдается просто сумасшедший бум на установку такого оборудования.

Интересно, что часто голубика идет как основной продукт. Однако, чтобы весь комплекс не простаивал во время несезона, там сохраняют еще и другие культуры. Например, землянику. Имеем опыт, и знакомы с таким совместным использованием камер. Земляника садовая созревает гораздо раньше голубики. Ее сезон начинается раньше.

Если есть свободные камеры для хранения замороженной продукции, на зимний период их сдают в аренду под различную продукцию. Один из наших заказчиков летом работает с голубикой, а зимой камеры сдает в аренду. Это довольно перспективно. В этом году его камеры не простаивали — их арендовали для хранения обычного мороженого.

Есть у нас еще один интересный проект. Камеры для хранения замороженной продукции нашего заказчика в первую очередь ориентированы на сезон голубики. Однако потом, когда голубика закончится, а это примерно сентябрь, в камеры для хранения охлажденной продукции на 3-5 месяцев завозят яблоки.

Кстати, необязательно, чтобы различную продукцию, даже те же яблоки, выращивало одно и то же предприятие. В конце концов яблоки можно приобрести, заложить на хранение и со временем продать намного дороже чем в сезон.

— Продолжая тему голубики, в Украине действительно количество плантаций этой ягоды стремительно растет. Однако производители предпочитают охлаждению голубики, даже для экспорта за границу. Целесообразна такая технология?

— Конечно, голубику можно перевозить охлажденной, но это будет значительно дороже. К тому же такой процесс довольно кропотливый — нужно придерживаться многих важных норм. В частности, ягода не должна нагреваться в процессе транспортировки.

Сейчас объемы продукции, которая идет на охлаждение увеличились. Но в этом процессе важен каждый час после сбора ягод или фруктов. Чем быстрее произойдет процесс охлаждения, тем лучше и дольше будет сохраняться продукция. К тому же она будет иметь более качественный вид.

Не так давно мы как раз выполняли проект, в котором посоветовали строить небольшую камеру с регулируемой газовой средой (РГС), чтобы голубика, которая собирается примерно в августе, сохранялась и камере 3 месяца, а потом уже ее можно было продать по гораздо более высокой цене в октябре. Такое решение не из дешевых, но его окупаемость достаточно высока.

Но о шоковой заморозке производители не забывали. Более того — от нее просто невозможно отказаться. Однако тенденции несколько изменились — в последнее время, когда продукция идет на экспорт, используют в основном не камеры, а туннели шоковой заморозки. Благодаря этому ягоды будут гораздо более высокого качества.

— Шоковая заморозка и популярные ныне камеры РГС — существенно ли отличаются эти методы хранения?

— Это совершенно разные камеры и совершенно разные процессы. РГС — камера с регулируемой газовой средой. Там поддерживается нужный состав самого воздуха. Кислород из камеры убирается, поступает больше СО2 и азота. Поэтому все процессы жизнедеятельности продукта снижаются и продукция хранится гораздо дольше.

РГС — это камера длительного хранения продукта в герметичных камерах, но он не заморожен. Это часто используется для яблок, ягод.

А вот камера шоковой заморозки многофункциональна. Ее используют как для овощей и фруктов, так и для мяса, рыбы и других продуктов. Камера для шоковой заморозки — это не хранение. Продукцию загрузили, заморозили и перевезли в камеру хранения или замороженной, или охлажденной продукции.

Камеры хранения, конечно, большие — там продукт хранится долго. Шоковая заморозка — это небольшие камеры, но более мощные.

— Выгодно ли совсем мелким фермерам устанавливать камеру шоковой заморозки?

— Я думаю, им выгоднее будет установить просто камеры шокового охлаждения. Продукт собрали, резко охладили и отправили в продажу.

Шоковая заморозка целесообразна для существенных объемов — в день хотя бы до 10 тонн. В общем мощность всего комплекса, где можно разместить ягоды для хранения, целесообразна от 100 тонн.

Очень выгодно устанавливать такие комплексы большим агропредприятиям, у которых есть свои поля, комплексы переработки и хранения. Обычно они выступают и экспортерами своей же продукции.

Если таким предприятиям хватает мощностей оборудования, они даже могут закупать урожай небольших соседних фермерских хозяйств, формируя большую партию.

SEEDS

Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!

Залишити коментар

Ваш email не буде опубліковано

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!